02.10.2009
Культовый подарок часы : Шедевр на века
Прекрасных наручных часов за всю их 105-летнюю историю было создано очень много, хороших - еще больше. Но только две дюжины моделей имеют право претендовать на титул культовых. Специалисты всегда спорят, когда составляются списки подобного рода. При этом многие думают, что главный признак культовости - объемы продаж.
Популярность, конечно же, важна, но она не культ, как нельзя назвать преклонением признание. Тогда в списке культовых оказались бы сплошь японские и китайские массовые часики, и все мы очень бы обрадовались, увидев в середине третьего или четвертого десятка единственно знакомые нам марки - «Восток», Rolex и Swatch.
Поэтому правильнее было бы отнести к культовым прежде всего те модели, которые оказали на развитие часового искусства большое значение, дали рождение новым видам часов, сумели выразить суть времени и чаянья людей, живших не только тогда, но и намного позже. Этими часами до сих пор восхищаемся и мы, современные люди. И именно с этим связан еще один неизменный критерий культовости: все эти часы выпускаются и сейчас. Многие из них намного пережили своих создателей и мировые кризисы. Переживут и нынешний.
В хронологии рождения культовых часов можно выделить четыре этапа. Период с 1904-го по 1936-й год можно назвать этапом рождения класса наручных часов с новыми корпусами и механизмами. Затем, во время Второй мировой и после нее, начинается усовершенствование их точности и прочности. С 1955-го по 1969-й оправившаяся после страшной войны Европа продолжала усовершенствовать часы, уже с оглядкой на престиж и сложность. Наконец, с 1972-го стартовал логичный этап роскоши, который мы переживаем до сих пор.
Cartier Santos (1904)
Это первые наручные часы, которые изначально задумывались как наручные. Гениальный дизайнер Луи Картье создал их по просьбе своего друга Алберту Сантуша-Дюмона - сына состоятельного бразильского плантатора и пионера авиации. Его аттракцион - полет вокруг Эйфелевой башни в начале 1900-х годов - мечтал увидеть весь мир. В то время часы для первых авиаторов были чуть ли не главным прибором. Только они могли подсказать, когда пора возвращаться на аэродром.
Несмотря на то, что пижон Сантуш-Дюмон летал не в пилотной куртке, а в похожем на пальто пиджаке, ему все равно было очень неудобно отрывать руку от штурвала, доставать из кармана часы, открывать крышку, чтобы узнать время. Картье придал корпусу часов форму квадрата со скругленными углами. Изобрел ободок (безель) с 8 винтами, которые не только напоминали фюзеляж самолета, но и крепили стекло. Разметка в авиаторских часах могла быть только полная и предельно функциональная. Картье в шутку прозвал ее chemin de fer («железная дорога»), а позже она стала фирменным элементом дизайна часов Cartier. Заводную головку он сделал крупной с функциональными зазубринами, но не забыл украсить сапфировым кабошоном. Великому картье очень помог талантливый инженер и изобретатель Эдмон Жеже, который создал на принадлежавшей ему мануфактуре LeCoultre ультратонкий небольшой механизм с ручным заводом. Картье пообещал Сантушу-Дюмону эксклюзивные часы и упорно отказывал другим желающим иметь такие же. Поэтому эти часы считались эксклюзивными и не поступали в широкую продажу. За 75 лет (вплоть до 1978 года) во всем мире было продано лишь около 800 моделей Santos de Cartier.
Обыкновенным смертным они стали доступны лишь в 1978-м, когда легендарный ювелирный дом выпустил коллекцию, изумив публику первыми биколорными часами: стальной безель украшали массивные золотые винты. С тех пор биколор стал мировым трендом, а сами часы Santos de Cartier за особый дизайн отметили, выставив в качестве экспоната в Музее покорения воздуха в Париже. Ныне это флагманская коллекция дома, в которой выпускаются самые престижные часы, в том числе и дамские (с 2004-го).